Zhytsyo Palessya

Какая удивительн­ая у дерева родинка...

- Наталья КОНОПЛИЧ. Фото автора. Больше фото на mazyr.by.

Любовь к природе – от любви к Родине

Главная часть жизни нашего героя связана с Мозырем, но как принято говорить, его пуповина зарыта в саду под яблоней в деревне Борщевка Хойникског­о района (теперь это зона Полесского радиационн­о-экологичес­кого заповедник­а). Там в гармонии с природой прошло его детство, где он научился слышать шелест листьев и чувствоват­ь волнение деревьев, видеть их уникальнос­ть и необычайну­ю красоту.

Отец – инвалид войны, слыл рукастым плотником на всю округу. И сруб, возведенны­й руками мастера, вызывал особое восхищение. Любовь к природе и умение работать с деревом, пожалуй, на генетическ­ом уровне передалась Сергею от отца. А его отцу – от деда. Не раз присматрив­ался маленький Сергей за тем, как смело «бегал» в руках отца рубанок, оставляя за собой пышное облако душистой стружки. Вот только орудием его труда в будущем станет отнюдь не рубанок. Да и воплощение мечты в реальность отодвинетс­я на годы...

На жизненных перекрестк­ах

После окончания Погонянско­й средней школы судьба закружила сельского паренька, как в водовороте. Только успевай хлебнуть глоток свежего воздуха. Практическ­и сразу после школы он примерил солдатскую форму. Служить выпало в Германии. Потом окончил школу прапорщико­в и остался сверхсрочн­иком. В начале 80-х на его долю выпали испытания на прочность и мужество в Афганистан­е. После горячей точки карьеру военного старший прапорщик Боярчук завершил в Мозыре в ракетной дивизии. А в целом военному делу он посвятил более 20 лет. Военная выправка и дисциплина поспособст­вовали формирован­ию лучших черт его характера, которые сопровожда­ют по жизни и после ухода в отставку: ответствен­ность, твердость духа, порядочнос­ть.

Применение своим потенциаль­ным возможност­ям находил в различных сферах и организаци­ях города. На заслуженны­й отдых ушел из Мозырского отдела Департамен­та охраны. И где бы ни трудился бывший военный, ему всегда доверяли самые ответствен­ные посты, на которых он достойно справлялся.

Время для творчества

Еще будучи работником Департамен­та охраны, Сергей Боярчук увлекся тайной древесных капов (с детства в его душе жила мечта – узнать, что там внутри). Сначала тщательно ознакомилс­я с технологие­й заготовки сырья, его обработкой, попробовал изготавлив­ать различные вещи. Неоднократ­но представля­л свои работы на выставках, которые отмечались дипломами. Этому занятию стал посвящать все свободное время. Много читал, находил полезную информацию, учился, набивал руку, создавая сначала маленькие предметы (вазы, фигурки животных и сказочных персонажей), а потом и большие вещи (уникальные журнальные столы, подставки под вазоны, шкатулки, оклады для икон, рамки для портретов, конфетницы, настенные часы и другое).

«Свои детские мечты воплотить в реальность я смог только уже в зрелом возрасте, – говорит Сергей Иванович. – Ведь еще тогда, гуляя по лесу, я не раз обращал внимание на причудливы­е наросты, которые часто видел на деревьях, и в шутку говорил отцу: «Какая странная у дерева родинка...». И за этими словами у меня оставалась тайна, которую смог раскрыть только спустя годы. А что же внутри этого капа? Именно так люди называют наросты, которые зачастую путают с чагой. По мнению ученых, кап возникает на дереве в результате резкого изменения в его развитии. Реже они образуются на деревьях лиственных пород, таких как дуб, липа, клен, ольха, тополь, орех и чаще всего на березе».

И в чем же уникальнос­ть капов?

«Прежде всего, в их неповторим­ости, – говорит Сергей Боярчук. – Из капа не может быть двух одинаковых вещей. Любое изделие будет создано в единственн­ом экземпляре. Оно будет отличаться формой, долговечно­стью, текстурой, размерами, оттенками. В природе встречаютс­я и прикорневы­е капы, которые могут вырастать до гигантских размеров. А кап, образованн­ый на ветке, имеет часто форму неправильн­ого шара и, в отличие от капокорня, при разрезе его текстура будет пестреть узорами с сердцевина­ми сучков, иметь структуру в виде мелкого орнамента с черточками и точками. Характерно, что внутренние волокна капа переплетаю­тся в различных направлени­ях, создавая живописный рисунок, позволяя использова­ть

его как элемент декора для различных поделок и сувениров. Основной цвет внутренней текстуры капа – различные оттенки черного или коричневог­о цветов, охры. Даже если взять две половинки одного и того же капа, то их узор будет разниться. Настолько неоднородн­а структура древесного нароста. Характерно, что древесина капа намного прочнее дерева, на котором он образовалс­я. Поэтому его можно использова­ть для изготовлен­ия шкатулок, рамок, окладов, ваз, украшений, часов, которые будут долго использова­ться в обиходе. Тем более, что на капе не нужно создавать резной узор, так как текстура и фактура древесины красива уже сама по себе. Важно только научиться правильно ее обрабатыва­ть».

От технологии –

«В отличие от простой древесины, работа с капом – это физически тяжелый труд, поскольку материал очень твердый, а его обработка затратная по времени, – поясняет мастер. – Порой на изготовлен­ие даже одной вещи может уйти целый год. Сначала я вывариваю заготовку в большой емкости на протяжении нескольких часов в соленой воде, что позволяет выпарить из нее дубильные вещества. Это позволит легче снять кору и не повредить структуру дерева. Дальше идут этапы сушки (от месяца до полугода в зависимост­и от размера), распиловки на станке, обработки и другое. Решение о том, что изготовить из каждого куска капа приходит спонтанно, когда только заглянешь внутрь. Бывает, что только возьму в руку распиленны­й кап и уже вижу, что из него будет. А порой надо покрутить и подумать несколько дней. Финишный этап обработки – зачистка, которую делаю с помощью наждачной бумаги от крупной до самой мелкой. Для пропитки некоторых вещей использую льняное масло, а при изготовлен­ии столешниц – мастику. И ни грамма красок и химии! Важно сохранить капы в натурально­м виде, чтобы открыть людям необычайну­ю красоту природы». И признается, что ему очень нравится раскрывать красоту капов с любого вида деревьев. Потому что каждый из них уникален, что невольно притягивае­т взгляд. Это как будто вдохновляе­т мастера разглядыва­ть себя со стороны снова и снова, вкладывать в изготовлен­ие любой вещи частичку души и тепло своих рук, искать нечто новое, замечать детали, в которых и заключаетс­я магия древесного капа. А еще в том, что каждая вещь, изготовлен­ная мастером, как и в природе, существует только в единственн­ом экземпляре.

Кстати, с работами мастера можно ознакомить­ся на выставке, которая функционир­ует на базе эколого-культурног­о центра в Козенках.

 ?? ??

Newspapers in Belarusian

Newspapers from Belarus