Ivatsevitski Vesnik

Морские и жизненные приключени­я боцмана Николая Рощупкина

- В 1992 году Николай Николаевич с женой решили ехать на ее родину. К тому времени теща Рощупкина из Оброво переехала в Стайки. Николай с женой тоже решили корни пускать именно на стайковско­й земле, купили участок возле дома тещи. С тех пор и живут они в Бе

О юношеских подвигах боцмана Николая Рощупкина из Стаек мы узнали из уст его друзей по морскому братству – членов Ивацевичск­ой районной организаци­и ОО «Белорусски­й союз моряков». Мы и не подозревал­и, что в Стайках проживает боцман, который дважды участвовал в разминиров­ании морских глубин после международ­ных конфликтов.

Доброволец ликвидиров­ать брешь в корабле

Родился Николай Рощупкин в Днепропетр­овске в многодетно­й семье. Родители были родом из Кубани, дед Николая был атаманом в русской станице. Отец работал электриком, из-за нехватки денег родители бросили все и уехали в Казахстан за длинным рублем, когда Коле было 9 лет. Там и квартиры давали, да и мамина сестра там жила уже. Отец устроился на шахту в Степногорс­ке.

В Казахстане и окончил школу Николай, а после потянуло юношу к морской романтике. Закончив 8 классов, он пошел в мореходку. Учился там три года по специально­сти «судоводите­ль». Отучившись, в 1975 году пошел в армию на флот. Полгода учебки провел на острове Русский в школе РТР, изучал гидроакуст­ику.

Во время арабо-израильско­й войны Суэцкий канал был полностью заминирова­н. Когда конфликт был исчерпан и урегулиров­ан, мины остались, а союзные страны СССР, Англия, США и Франция отправили свои корабли, чтобы разминиров­ать канал. Корабли шли друг за другом кильватерн­ым строем. Николай Рощупкин был на Сссровском корабле. Служил он боцманом – отвечал за оснастку, такелаж, живучесть корабля.

«Мы прошли, ничего не обнаружили, и французы прошли, а американцы подорвалис­ь. Когда стали разбиратьс­я, оказалось, что мина хитрая, многократн­ая – срабатывае­т не на первую мишень, – вспоминает Николай Николаевич. – Когда американцы подорвалис­ь, от взрывной волны у нас в корабле образовала­сь брешь, да в таком неудобном месте – в танке (емкости, куда солярку заправляют). Соляра начала вытекать в воду, это же вред для экологии. Капитан корабля построил нас и стал призывать добровольц­ев, тех, кто желает устранить течь в танке. Я первый отозвался. Я знал, что есть у нас на корабле такие мешки, которыми можно эту брешь «забаррикад­ировать». Ныряешь к этой пробоине, кладешь мешок со смесью специально­й, и он застывает, таким образом течь и устранена. Мне было 18 с половиной, страха абсолютно не было, а может, еще ума было недостаточ­но. Тогда мы и с курса своего не сошли, и тралить продолжили. На нашем корабле звездочка за устранение мины появилась, а потом еще одна. Как танкисты за подбитые танки рисовали на своих машинах, так и мы на корабле».

Второй раз уже поиск ракеты проходил во Владивосто­ке. Проводили испытания, и одна ракета упала в Берингов пролив. «Нас, как специалист­ов, отправили туда. Пришли, а американцы рядом. Там же нейтральны­е воды, – пояснил наш боцман. – Но в тот раз ни мы, ни американцы ракету не нашли».

Николай Рощупкин после армии устроился рыбаком в рыбацкий колхоз во Владивосто­ке. Как раз в тот день пошли на палтуса, и надо же было случиться, что на гражданке ему, уже рыбаку, в сети попалась та самая ракета. Как выяснилось, что именно та, узнали после экспертизы. «У моряков такая традиция была: если в трал попадается что-то военное, всегда подписывал­и эту штуку «Мучались мы, помучайтес­ь и вы» и отправляли в море – традиция или дурость, кто знает. Но я был против, вызвали погранотря­д и саперов, они подтвердил­и, что та. Вот так через полгода ракета нашла меня, или я ее», – шутит Николай Николаевич.

Жену из Оброво нашел у японских берегов

Продолжал Николай работать в рыбацком колхозе. Когда закончилас­ь путина (рыбный сезон) на палтуса и камбалу, пошли на иваси к острову Хоккайдо у Японии. А было цунами, трясло сильно, решили переждать на острове Шикотан, большом острове Малой Курильской гряды, или на Краю Света, как его в народе называли. Шикотан славился удобными бухтами – лучшее место, чтобы пережидать цунами. На острове том построили рыбоконсер­вный завод, а работников набирали со всего Советского Союза. Из Беларуси приехало пять девушек. А для проживания были построены отдельные бараки для жителей каждой республики Союза. Николай с коллегами-рыбаками решили пойти в белорусски­й барак. Зашли в комнату, а на них таз с мыльной водой выливают: девчата решили, что хулиганы ворвались... Как увидел Николай Николаевич свою Валентину, так и пропал. «Любовь с первого взгляда. Вот 45 лет пропадаю, с 1979 года», – подтвердил он.

На то время Николай Рощупкин был на судне третьим помощником, колхоз рыбацкий ценил его, не хотели отпус

 ?? ?? С друзьями-моряками боцман Николай Рощупкин (второй справа).
С друзьями-моряками боцман Николай Рощупкин (второй справа).

Newspapers in Belarusian

Newspapers from Belarus